«К 2020 году мы осуществим полный переход на 12-летнюю модель обучения. Для этого к 2015 году мы построим не менее двухсот школ за счёт средств республиканского бюджета и столько же - за счёт местных бюджетов», - заявил Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана.
Мировой опыт организации общего образования предусматривает 12-13-летнее обучение. Постоянная конференция по университетским проблемам Совета Европы в 1992 году приняла Декларацию, в которой отмечается, что «преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование». Так, согласно Декларации, в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе, в Австралии, Канаде, США, Франции, Японии и в других странах, входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира.
Из постсоветских стран на 12-летнюю модель обучения перешли Армения, Грузия, Латвия, Литва, Беларусь, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония.
В мировой практике по 12-летнему обучению наметились положительные тенденции в плане учебной нагрузки и базового содержания образования. Так, дошкольное образование предоставляется в виде неполного учебного дня, программы обучения расширяются в течение последнего года, предшествующего обязательному образованию, предусматривается пятидневная учебная неделя и организация внешней оценки достижений учащихся начальной школы.
В Казахстане необходимость качественных изменений в системе школьного образования определена в Государственной программе развития образования в РК на 2011-2020 годы. В данном программном документе указано, что «планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе».
«В среднем образовании ведется работа по 90%-ному использованию системы электронного обучения, переходу на 12-летнюю модель обучения, увеличению количества Интеллектуальных школ во всех регионах Казахстана», - сказал Премьер-Министр Карим Масимов, выступая на расширенном заседании Парламентской фракции НДП «Нур Отан».
В настоящее время в республике для перехода на новую модель обучения проводится подготовительная работа. По данным Министерства образования и науки, в 104 школах Казахстана, в том числе в 45 сельских и 59 городских школах проходит экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение.
В рамках данного перехода 2010 - 2014 годы является подготовительным периодом. Переход на 12-летнее образование запланирован на 2015-2016 учебный год. 2015 год - начало внедрения стандартов 12-летнего образования 1, 5, 11 классов.
В 2015 - 2016 учебном году прогнозируется, что количество поступающих в 1 класс составит свыше 624 тысяч детей в возрасте 6-7 лет. К 1 сентябрю 2015 года контингент учащихся в школах по сравнению с 2014 годом увеличится в 2 раза, сообщает ведомство.
На 2016 - 2020 годы запланировано поэтапное внедрение стандартов 12-летнего образования.
Стоит подчеркнуть, что инструментом реализации всех концептуальных идей обновления является государственный стандарт образования, который регламентирует основные нормы к составу, структуре содержания образования для каждого из уровней школьного образования.
Министерством образования и науки утверждены основные положения ГОСО 12-летнего обучения и ГОСО для начального образования, определен состав учебных предметов 12-летнего образования. Кроме того, разработаны учебники и учебно-методические комплексы 12-летней школы с 1 по 8 классы.
Наряду с этим, подготовка учителей для работы в новой школе является одной из самых ответственных задач при переходе на 12-летнее обучение. С 2007 по 2011 годы 468 учителей (71 %) 8-х экспериментальных классов прошли курсы в институтах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
В рамках данного перехода определено, что среднее образование, определяемое международной классификацией ЮНЕСКО как всеобщее базовое образование, будет состоять из 10 классов.
К 2014 году будет разработана и апробирована программа профильного обучения «Бейіндік мектеп». Старшая школа (11-12 классы) «Бейіндік мектеп» будет нацелена на поступление в вуз. Технологии обучения и оценки приближены к вузовским: кредитные технологии, профилизация, более высокая квалификация преподавателей. При этом, старшие школы «Бейіндік мектеп» могут создаваться при вузах.
Переход на 12-летнее обучение позволит выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство.
|